Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1"
МБОУ "Кяхтинская СОШ №1"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1"
МБОУ "Кяхтинская СОШ №1"
Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1 – старейшее учебное заведение города. Для многих поколений кяхтинцев было хорошо знакомо двухэтажное здание по улице Ленина, где когда-то размещалась эта школа, а самый первый звонок в том здании звенел еще для учащихся Троицкосавской женской гимназии имени графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Вот как это было…
Во второй половине ХIХ в. Кяхта переживает апогей своего развития. Но это был не только период наивысшего расцвета русско-китайской торговли, но и период, когда Кяхта-Троицкосавск становится культурно-просветительским центром не только Забайкалья, но и Сибири в целом.
Во второй половине ХIХ в. в Кяхте-Троицкосавске появляются новые учебные заведения, в которые купечество вкладывает огромные капиталы. Большая заслуга в развитии образования и культуры в городе принадлежит градоначальнику Александру Ивановичу Деспот-Зеновичу, который придерживался прогрессивных взглядов. В Кяхте создавалось своего рода «культурное гнездо», основу которого составили образованные люди, имеющие свой взгляд на существующий строй, общественную жизнь. Кяхтинские купцы явились поставщиками не только материальных, но и культурных ценностей.
18 апреля 1862 года в Троицкосавске открывается женское училище, которое 28 декабря 1870 года было преобразовано в женскую гимназию, третью по времени открытия в России. Этому учебному заведению было присвоено имя графа Муравьева – Амурского. Женская гимназия была любимым детищем кяхтинского купца 1-й гильдии Алексея Михайловича Лушникова. Он долгие годы состоял председателем Попечительского совета гимназии. Её попечительницей была и С.С.Собашникова, хозяйка кяхтинского литературного салона, мать известных книгоиздателей.
Первоначально для обучения было принято 42 девочки. Преподавание велось на высоком уровне, и численность гимназисток постоянно возрастала. К 1 декабря 1897 года в женской графа Муравьева-Амурского гимназии числилось 232 девочки, а в 1909 г. – 280. На протяжении многих лет директором гимназии была О.В. Лессинг.
В гимназии девочки получали разностороннее образование, поскольку здесь преподавались русский язык, естествознание, история, география, математика, французский язык и чистописание. Была введена своя форма – длинное коричневое платье, с глухим воротом, с белыми манжетами и воротничком, черные фартуки.
Гимназия помещалась в «собственном деревянном доме на каменном фундаменте, пожертвованном кяхтинским купечеством».
Средства содержания гимназии составлялись из процента пожертвованных капиталов – около 2000 рублей; из сбора за ученье – около 1000 рублей и из пособий от общества – около 3000 рублей.
В состав педагогического совета гимназии в разное время входили: законоучитель Федор Петрович Трапезников, который одновременно являлся учителем Николаевского детского приюта; преподаватель словесности и истории, учитель уездного училища Константин Алексеевич Яковлев; преподаватель математики и естествознания Владислав Степанович Моллесон, его жена – Мария Ивановна Моллесон преподавала арифметику, русский и французский языки.
В Национальном архиве Республики Бурятия имеются следующие сведения: «Училось в 1879 году 156 учениц, из которых за хорошие успехи и благонравное поведение были награждены похвальными листами и книгами – 28, одними книгами – 9, одними похвальными листами – 13; всего – 48 учениц.
К началу 1880 года учениц насчитывалось – 167, из них по вероисповеданию: православных – 166, иудейских – 1, из них по сословиям: духовного – 7, дворян и чиновников – 24, купеческого – 15, мещанского – 94, солдатского – 11, казачьего – 13, крестьянского - 3».
Женскую гимназию в разные годы закончили будущие известные педагоги района: Бурдуковская Параскева Назаровна – заслуженный учитель школы БМАССР; Колосова Зинаида Александровна – ветеран педагогического труда; Налабордина Стефанида Тимофеевна – отличник народного просвещения; Попова Екатерина Иннокентьевна – заслуженный учитель школ РСФСР, отличник народного просвещения. Выпускницей гимназии была и Орлова Алевтина Николаевна – известный музейный деятель и краевед.
Женская гимназия активно принимала участие в общественной жизни города. Учащиеся гимназии живо откликнулись на события 1905 года. Старшеклассники устроили манифестации с красными флагами и пением революционных песен. К ним присоединились и учащиеся реального училища с учителями.
На собрании союза учителей в январе 1905 года они передали петиции об отмене балльной системы и платы за обучение. Учащиеся просили союз учителей провести их требования в жизнь.
Требования учащихся были удовлетворены полностью. Учителя Н.Г.Титовский и А.А.Ошуркова воодушевляли своих учениц, звали их на борьбу за лучшее будущее. В гимназии был создан кружок, в котором гимназистки занимались изучением политической литературы. Руководителем кружка была А.Н.Орлова.
С образованием Бурятской АССР, т.е. с 1923 г. гимназия стала школой II ступени. Она сразу же приняла педагогический уклон. Окончившие ее стали учителями начальных школ.
В 1934 году школа II ступени была преобразована в Кяхтинскую среднюю школу №1, а в 1937 году ей присвоено имя великого русского поэта А.С.Пушкина.
В 1930-е годы в школе работали такие талантливые педагоги, как: ПОПОВА Екатерина Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы, Серебрякова Александра Николаевна – учитель начальных классов, Чернышев Иннокентий Александрович - учитель русского языка и литературы, НАЛАБОРДИНА Стефанида Тимофеевна - учитель русского языка и литературы. В начале 1930-х годов директором школы был назначен Бобров Александр Федорович, репрессированный в 1937 году.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 20 учащихся ушли добровольно на фронт. Они храбро сражались за Родину, о чем говорят их ордена и медали. Так, из десятого класса добровольцем ушел Юрий Фокин. После 6 месяцев учебы в военном училище был направлен на фронт. Погиб в июле 1942 года. Погиб и его старший брат Анатолий.
В годы войны в школе работала Мадасова Елена Абаевна, многие воспитанники которой ушли на фронт со школьных парт. Это и Перевалов Анатолий, и братья Фокины и многие другие. Елена Абаевна отдала школе 31 год работы, преподавала русский язык, была завучем и методистом. Учила молодых мастерству педагога, а детей жизненной мудрости.
Трудной фронтовой дорогой шел к победе наш выпускник Василий Ксенофонтович Сафонов. Он всю войну прослужил в авиационных частях, будучи стрелком-радистом бомбардировочного авиаполка. За годы войны совершил 247 боевых вылетов. В 1978 году за долгллетний и безупречный труд, активное участие в жизни города, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны Василию Ксенофонтовичу присвоено звание «Почетный гражданин города Кяхта».
После войны в 1948-1949 годах в школе №1 учился Николай Николаевич Рукавишников, будущий летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин города Кяхта. Любимым учителем Николая Николаевича был Андрей Федорович Герасимов, преподаватель физики.
В разные годы школу возглавляли директора, прошедшие дорогами войны. В январе 1948 г. директором средней школы № 1 назначен Герасимов Андрей Федорович, ветеран войны и педагогического труда, заслуженный учитель школы РСФСР. В сентябре 1957 года директором назначается Матюшевский Михаил Яковлевич, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель школы Бурят - Монгольской АССР. В 1972-1981 годах был Шишов Владимир Зиновьевич, ветеран войны и труда, отличник народного просвещения, чемпион РСФСР по пулевой стрельбе.
В 1955 году учитель истории Иван Андреевич Штоляков организовал краеведческий кружок, а через два года на его основе был создан школьный музей. Здесь имелись богатейшие коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, много ценных исторических документов и фотографий. Иван Андреевич очень много и изнурительно работал над организацией и оформлением музея, но делал это с азартом и интересом. Будучи уже немолодым человеком, он все свое время и силы отдавал этому делу. Живя в маленькой комнатушке, сам делал рамки для стендов, готовил экспозиции.
В январе 1963 года И.А. Штоляков умер от инфаркта. После его смерти, начатое им дело, не забыто и продолжается учениками нашей школы до сих пор.
В 1972 году школа обрела новое каменное трехэтажное здание, которое помог построить генерал армии, Герой Советского Союза Белик Пётр Алексеевич.
Сегодня школу возглавляет Бальчинов Сергей Бабасанович. В школе 24 класс - комплекта, в которых обучается 525 учащихся. Работает 32 учителя.
Форма обучения очная.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития Школы. В Программе отражаются системные, целостные изменения в Школе (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Программа включает в себя серию комплексных целевых проектов «Береги здоровье с детства» и «Первые шаги к профессии» для всех участников образовательных отношений (воспитанников, учащихся, педагогов, родителей и иных участников образовательных отношений).
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie